Дошколят захватил мир смартфонов: стоит ли говорить им «нет»?

Андрей Фурсов, историк, социолог:

— Гаджеты приносят молодому поколению девяносто процентов плохого и десять хорошего. Дети, проводящие время с клавиатурой или даже планшетами, совсем не работают ручкой, что особенно важно в возрасте до 10 лет. Потому что процесс писания, физиологически очень сложный, тренирует левое полушарие у правшей и правое у левшей. Если чадо не пройдет школы чистописания, то у ребенка будет недоразвито одно из полушарий. Кроме того, работа с планшетами — это возвращение в догутенберговские времена, когда мы работаем от образа, а не от знака. Про нагрузку на глаза я скромно умалчиваю — врачи в ужасе.

Кстати говоря, десять процентов тоже очень сомнительны. В древней античности было много интересных автоматов, использующихся преимущественно для игры. Современные гаджеты, к сожалению, наша молодежь тоже использует в основном для игр.

Мне трудно сказать, насколько тесная дружба моих студентов с девайсами и гаджетами. У многих есть планшеты, смартфон у каждого. Однако я, преподавая с 1972 года, успел заметить, как почерк студентов изменился в худшую сторону. А ведь некрасивый почерк в 9 случаев из 10 — это недосформированный характер, недоразвитый психотип. Меня волнует не то, сколько хорошего принесли нам новые устройства, а резко упавший уровень образования.

Дело в том, что университетский преподаватель — это человек, забивающий гвозди в стену. С 90-х годов этих гвоздей нужно было все больше и больше. Но сейчас проблема простейшая: нет стены, ее нужно возводить заново. Правда, пока построишь — студент уже заканчивает бакалавриат и мы с ним прощаемся.

Самое обидное, что ушел не интеллект, а стремление к его развитию. Раньше, на мировых математических олимпиадах, мы занимали первые места. Теперь на пьедестале Япония и Китай. Я не говорю об общей эрудиции. Я и мои сверстники выросли на семи журналах: «Знание — сила», «Техника молодежи», «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Юный техник» и «Юный натуралист». Чтение этих журналов расширяло кругозор.

Но сейчас дети, в большинстве своем, не развивают эрудицию. В конце прошлого тысячелетия в процессе обучения я приводил в пример схемы развития футбола (переход к тотальному футболу) и западного кино. Нынешний молодняк, если даже и увлекается футболом, ничего не знает о его истории. Я постоянно борюсь с искушением спросить молодых людей: «Что же вы делаете в свободное время?»

Безусловно, есть очень талантливые и толковые дети, но уровень образования массовки резко понизился. И новейшие технологии, боюсь, сыграли в этом падении не последнюю роль.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.