После COVID-19 пациентов дурманит «туман» и съедает Альцгеймер

В последнее время люди всё чаще стали жаловаться на головную боль, нарушение внимания и даже потерю кратковременной памяти, причём не только те, кто переболел коронавирусом. Об этом в студии «Первого русского» ведущая Олеся Лосева беседует с доктором медицинских наук, профессором кафедры неврологии Медицинского университета имени Пирогова, врачом-неврологом высшей категории Любовью Соколовой.

Коронавирус, как выясняется, поражает не только клетки не только лёгких, но и других органов. В ходе исследований американские учёные обнаружили в капиллярах пожилых людей, умерших от COVID-19, множество микротромбов. В статье, опубликованной в научном журнале, подчёркивается: из-за этих микротромбов в мозг пациентов поступало недостаточно кислорода, из-за чего у них происходили серьёзные нарушения в сознании. Медики назвали это явление «мозговой туман».

Олеся Лосева:

– Какая взаимосвязь между этим «мозговым туманом» и коронавирусной инфекцией?

Любовь Соколова:

— О том, как повлиял коронавирус на головной мозг, работоспособность и самочувствие огромного числа пациентов, мы будем узнавать ещё долго. Это очень интересная тема, в которой пока ещё много невыясненных моментов. До конца неизвестно, как аукнется нам эта коронавирусная инфекция.

Если говорить о таком явлении, как «мозговой туман», то оно, безусловно, имеет место. Коронавирус воздействует на мозг по нескольких векторам. Это и микротромбы, которые вы упомянули. Дело в том, что коронавирус влияет на гемостаз, на свёртываемость крови. У пациентов наблюдается повышенная коагуляция. Именно поэтому с самых первых дней лечения, даже амбулаторного, рекомендуют применять антикоагулянты.

То есть с гиперкоагуляцией медики научились справляться. Тем не менее «мозговой туман» остаётся.

– А что это такое? Каждый по-своему понимает это выражение. Для кого-то это просто головокружение, кому-то стало сложнее воспринимать информацию. А что под «мозговым туманом» понимают медики?

– «Мозговой туман» у некоторых людей был и до всей этой коронавирусной эпопеи. И у многих он порой вообще не проходит. И причин тому много. Если говорить конкретно о коронавирусной инфекции, то надо упомянуть инфодемию, то есть избыточность публикуемой о COVID-19 информации. У нас сейчас наблюдается эпидемия тревоги и страха. Причём, согласно исследованиям, проводимым во время других пандемий, ущерба здоровью населения от тревоги, тревожно-депрессивных расстройств наносится гораздо больше, чем непосредственно от биологического воздействия вируса.

– То есть, получается, что люди сами себя доводят не только до «мозгового тумана», но и до крайней точки тревожности.

– Да. Если говорить именно о мозге, то он состоит из трёх структурно-функциональных блоков. Первый – это срединная структура головного мозга, которая отвечает за быстроту мыслительной деятельности, за утомляемость. Это энергетический блок мозга. Второй структурно-функциональный блок мозга – это блок «приёма, переработки и хранения информации». Он него зависят такие операциональные когнитивные функции, как речь, гнозис, зрение, слух и так далее. И есть третий структурно-функциональный блок – это лобные отделы головного мозга, которые программируют наше поведение, устанавливают цели, выстраивают стратегию поведения и так далее.

Так вот, нам уже известно, что коронавирус проникает в так называемый «энергетический» отдел мозга, поэтому пациенты с коронавирусом жалуются на сильную утомляемость, постоянную сонливость и депрессию.

– Причём у многих это состояние сохраняется на несколько месяцев.

– Совершенно верно. И при этом бывает очень трудно сосредоточиться. Я сама перенесла коронавирус. Безусловно, мы продолжали работать и читать вебинары. Но сосредоточиться, сконцентрировать своё внимание – это было самое трудное, самое сложное.

– Переболевшие коронавирусом могут столкнуться со спутанностью сознания, потерей концентрации, провалами в памяти. Какие методики можно использовать, чтобы дополнительно тренировать свой мозг? Что делать, чтобы он быстрее восстановился?

– Я сейчас скажу банальную вещь – надо вести здоровый образ жизни: спать достаточное количество часов и обязательно в ночное время суток. Человек биологическое существо, он должен жить по биоритмам, по солнцу. Вот когда темно – мы чувствуем эти биоритмы. Если говорить о питании, то можно позволить себе чашечку-другую хорошего кофе. Но не более.

Лучше всего отказаться от сладкого. Нам кажется, глюкоза нужна для работы мозга, мы съедим шоколадку, и всё будет хорошо. Это заблуждение. Глюкоза если и нужна, то в очень малом количестве. Ложка мёда восполнит все потребности мозговой ткани в глюкозе.

Сахар страшнее жира. Потому что сахара много очень в промышленных продуктах и так далее. Сахар вызывает нейрогенное воспаление – универсальный патологический процесс. И вот это нейрогенное воспаление стимулирует и атерогенез. То есть атеросклероз – это не потому, что мы неправильно едим жирную пищу. Это в том числе и потому, что мы злоупотребляем простыми сахарами.

– Когда я училась в университете, сдавала сессию, у меня была огромная потребность в сладком. Казалось, надо обязательно съесть горькую шоколадку для улучшения работы мозга. И я её съедала, и мне это всегда помогало сосредоточиться и сдать экзамен. Это лекарство или плацебо?

– Это лекарство. Но дело в том, что когда съели шоколадку – у вас резко повышается уровень глюкозы в крови. Это способствует подъёму энергетической и умственной деятельности, но на короткий промежуток времени. Потому что за повышением уровня глюкозы неминуемым будет её спад. И вы впадёте в ещё менее работоспособное состояние, чем до того, как съели шоколадку. То есть это такой допинг. Но постоянно употреблять его нельзя.

– Вот, как пишут, неожиданное целебное свойство обнаружилось у яблок. Содержащиеся в них фитонутриенты активируют образование новых нейронов в мозге. Благодаря содержанию в яблоках некоторых химических веществ можно снизить риск развития болезни Альцгеймера и других форм слабоумия.

– Действительно, яблоки – это полезно. Но полезны не только они, но и другие фрукты – груши, цитрусовые, правда, всё – в умеренных количествах. Чем они полезны? Мы не можем совершенно отказываться от сладкого. Потому что сладкая пища повышает настроение, жизнь сразу играет другими красками. Но сладкое – это не только сахар. А фрукты заменяют употребление простых сахаров. Поэтому они полезны, но в качестве отдельной трапезы.

– У этого измучившего всех коронавируса есть и свой плюс: люди стали внимательнее относиться к себе, к своему здоровью. Мы стали интересоваться своим организмом, нам интересно понять всё, что влияет на него. В частности, на мозговую деятельность, все мы зависим от наших мозгов. У некоторых людей есть какие-то свои способы мозговую деятельность улучшить. Некоторые в довольно солидном возрасте, к примеру, специально переписывают какие-то отрывки произведений в тетрадку, потому что считают, что это полезно, это тренирует моторику, головной мозг и помогает справляться c всевозможными болезнями, которые могут появиться в определённом возрасте. Как вы считаете, какими постоянными тренировками следует себя нагружать, чтобы мозг не дал сбой?

– Лучший способ сохранить свой мозг в рабочем состоянии на долгие годы – это активное вербальное коммуницирование. То есть ходить на работу, находиться в коллективе, общаться, разговаривать, путешествовать. Потому что у нас есть когнитивные функции – речь, память, гнозис, праксис и так далее. И есть высшая, интегративная функция – социальный интеллект.

Допустим, к врачу на приём приходит пациент, и необходимо быстро понять, как с ним правильно вести разговор, какой тон выбрать. При этом надо осмотреть человека и ознакомиться с его историей болезни и прочим. Это сложно, в этом процессе задействован и зрительный гнозис, и слуховой, и даже обонятельный.

– То есть мозг требует постоянно какой-то тренировки, так или иначе?

– Интегративной тренировки. В общении мы тренируем все когнитивные функции. Я смотрю на вас, я вас слушаю, я вижу, как вы двигаетесь, как вы сидите. И вы – то же самое. Правда? То есть у нас очень много таких сигналов, которые мы посылаем друг другу. И в коммуникации – это лучший когнитивный тренинг. Поэтому, пока человек может идти в общество, ходить на работу, ходить в театр и так далее, он должен это делать.

– Получается, изоляция, лишив нас коммуницирования, нанесла удар по нашим мозгам.

– Вне всякого сомнения. И эта тема сейчас очень активно обсуждается специалистами на проходящем сейчас конгрессе – всероссийских Вейновских чтениях. Запланировано много докладов, в которых говорится о том, что мы после ковида ждём волну нейродегенеративных заболеваний головного мозга. И связано это не только с тем, что вирус плохо воздействует на мозг, а с самой изоляцией, особенно у пожилых людей. Это может спровоцировать увеличение случаев болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.