ЧТО такое болезнь с позиции нейрологических уровней
Иногда у врача не получается значительно изменить состояние пациента. Странно, ведь мы так много знаем о болезни… Решение, часто, находится на пересечении с другими знаниями. Здесь предлагается рассмотреть болезнь с позиции нейрологических (логических) уровней.
Понятие логических уровней относится к тому, что одни процессы и явления могут являться результатом отношений между другими процессами и явлениями.
Термин «логические уровни» в том значении, в котором его используют в НЛП, был адаптирован Робертом Дилтсом из работ Грегори Бейтсона. Грегори Бейтсон был воодушевлён математической теорией логических типов Бертрана Рассела, который постулировал, что класс объектов не может быть членом самого себя.
Логические уровни относятся к иерархии уровней процессов, протекающих в отдельном человеке или в группе. Функция каждого уровня состоит в синтезе, организации и управлении взаимодействиями на более низком уровне.
ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ (ПО ДИЛТСУ)
Миссия
Идентичность
Убеждения
Способности
Поведение
Окружение
Рассмотрим болезнь по логическим уровням снизу-вверх и поймём, почему не всегда эффективно лечение, а иногда и вообще не эффективно. Врачам предлагается подумать о свой роли в выздоровлении пациента (и на каком уровне работает врач), пациентам предлагается подумать о своём участии в лечении.
Окружение
Что делает окружение в болезни Имярека? Его семья, его работа, его квартира, город, страна. Какова роль близких в развитии или подкреплении его болезни? как вы думаете головная боль у обычного человека и головная боль у человека, ухаживающего за онкобольным – это одно и тоже? Как вы думаете кашель у лектора и кашель у художника – это одно и то же? Боли в спине у борца и боли в спине директора завода? Работа судьёй и домохозяйкой – есть разница? Полная или неполная семья. Атмосфера дома, атмосфера на работе. Здесь дело не столько в факте, сколько в соответствии факта представлениям.
Какая обстановка дома? Что человек получает – агрессию, неприятие, постоянные упрёки? Его задёргали долженствованием? А сколько он получает любви, заботы, «поглаживаний»? Это актуально и женщине, и мужчине, и ребёнку, и старушке.
Поведение
Болезнь можно рассматривать, как поведенческое нарушение, или более мягко – поведенческую адаптацию. То есть болезнь — это не только ощущения (боль, ограничение амплитуды движений, изменение витальных параметров), но и другое поведение. Наиболее просто смысл болезни описали Карл и Стефани Саймонтон
5 смыслов болезни по Саймонтонам
1. Болезнь даёт уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы.
2. Болезнь предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание.
3. Болезнь дарит условия для того, что бы переориентировать необходимую для разрешения проблемы психическую энергию или пересмотреть свое понимание ситуации.
4. Болезнь предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменений привычных стереотипов поведения.
5. Болезнь убирает необходимость соответствовать высоким требованиям окружающих и самого к себе.
Здесь, обычно, пациенты артачатся и говорят, что у их болезни нет никакого смысла, что она бессмысленна и приносит лишь страдания. Такое заявление по типу обвинения природы в ошибке. Если же убрать оценочные суждения и линейно посмотреть на то как изменилось поведение человека с болезнью, то появляется способ действия – изменить поведение должным образом, но без болезни, вместо или до неё.
Способности
Способности к исцелению, энергия, мотивация. Есть ли у пациента способность к исцелению? Есть ли у него энергия? Есть ли у него мотивация?
Если у пациента нет способности, энергии к исцелению, то применив к нему энергозатратную технику он вообще кончиться – его состояние может ухудшиться, могут сорваться последние механизмы адаптации. Поэтому, нужно понять есть ли энергия, и если её нет, то сначала поработать с этим, только с энергией, «не леча».
Можно разбиться о стену демотивации. Помните анекдот-притчу про смертника с ожирением?
(Он не влез в электрический стул, и было решено отсрочить казнь на несколько месяцев до его похудения. Через несколько месяцев он всё равно не влез в электрический стул, потому что не похудел. «Мотивации нет…»).
Где надо смотреть сложности с мотивацией? В окружении, в поведении, в убеждениях и так далее, то есть везде. Если мотивации нет, то терапевтические шансы стремятся к нулю.
Убеждения/ценности
Убеждения ресурсные – «я приболел, и это надо поскорее вылечить» «Что делать?», «Как?». В парадигме исцеления врач – инструмент. Основная идея в том, что болезнь в принципе лечиться. Как – это не важно. Кто формирует убеждения – авторитеты, или случайно, на уровне внушения. Что делаем с ресурсными убеждениями? Раскачиваем ещё больше, а если их нет, то формируем.
Нересурсные убеждения
Основное слово на уровне значения «хронический». Из той же серии слова «бесплодие», «опухоль», «дисплазия» и так далее. Сравните фразу «у меня два дня болит поясница» и «у меня грыжа диска». Основной вклад в формирование нересурсных убеждений вносят врачи, родители и СМИ. Поэтому будьте осторожны с нересурсными убеждениями, которые обычно инсталлируются путём неконтролируемого внушения. Устоявшееся нересурсное убеждение, обычно, стоит на ценностях и верованиях, а это плохо меняется, требует психотерапии, а на психотерапию не идут, так как ценности и верования – это стержень Я, «Я моего Я», и менять это не хочется.
Ценности
Если здоровье – это не ценность, то его не будет. «Главное воспитать детей», «мне работать надо» — сталкивались с такими утверждениями? А как вам «вы врач, вам лучше знать». Другая ситуация – конфликт ценностей. Здоровье – ценность, но она конфликтует с другими: работа, семья, общественное мнение. «Что я буду как дурак ходить с лыжными палками по городу», или «что я пойду в зал, я там никого не знаю», или «не пойду в тренажорку, я толстая». Конфликт ценностей «здоровье» и «имидж».
Идентичность
Идентичность – то кем себя считает пациент здоровым или больным. Основная пара здесь это «Я здоровый – Я больной». Так же возрастная идентификация «Я старый», или фразы «Доживете до моих лет…» Идентичность ограничивает выбор, определяет поведение. Связана с архетипами, аватарами из фильмов, литературы, жизни – то как должен выглядеть больной и здоровый человек. Это же можно использовать в визуализации выздоровления, как цели.
Требования к визуализации
Большая картинка, размерами с киноэкран. Вид от третьего лица – это используется в сериалах: злодей достал пистолет и пошли титры, тогда вы ждёте следующую серию. Картинка желанная, яркая, цветная, трехмерная, выше уровня горизонта – все это используется в рекламе, что-то в храмах (иконы, фрески, роспись расположены вверху). Где расположены сигареты в магазинах? Визуализация должна быть архетипична – однозначно понятна, символична — бегущий Я по стадиону – это «Здоровый Я», а лежащий с пузырем льда на голове и под капельницей – это «Не здоровый Я». Когда её визуализировать? Лучше всего перед сном в щели между явью и сном, когда мозг выдает альфа-ритм, а то и ещё ниже.
Нересурсные идентичности, или немощи
Эрик Берн описал в числе прочих игру «Деревянная нога», описываемую слоганом «А что вы от меня хотите с деревянной ногой», например это «А что вы от меня хотите – у меня стенокардия», или «Мне нельзя в бассейн – у меня гайморит» и так далее. «Я – гипертоник» — пример идентичности больного. Это же перекликается со способностями – наличием энергии для изменения. Часто врачи вкладываются в формирование нересурсной идентичности, ставя диагноз не синдромально. Это возникло не так давно.
Ещё в 80хх годах нормальным был описательный, ник чему не обязывающий, диагноз «люмбалгия», «люмбаго», «ишиалгия». Сейчас такие диагнозы не ставят, ставят морфологический диагноз, например, «грыжа диска L5-S1, антелистез L5, анатомическое сужение канала», то есть привязывают ощущения пациента к картинке на КТ- МРТ, хотя ощущения могут быть вызваны совершенно другими процессами, происходящими в пациенте. Врачи так мыслят: «у меня сегодня было 2 холецистита и 3 панкреатита». Где здесь пациент?
Ресурсные идентичности, или мощности
«Я – здоров, но сейчас приболел или травмирован» — вот ресурсная идентичность. Если такая идентичность, то все хорошо, шансы на выздоровление велики. Если нет? Если выявляем нересурсную идентичность, или немощь? В лоб тяжело менять идентичность, даже невозможно. Надо потихоньку её размывать с уровня размытия убеждений. Хорошо, когда убеждения явно ложные – не так понял человек статью в интернете, или в учебнике, а на этом построена его идентичность. Понял, например, что он хроник, а на самом деле перепутал названия болезней, и это легко разрушить, сказать ему что это заболевание лечиться, соответственно он не навсегда больной, а временно, то есть он здоровый, но временно приболел.
Миссия/духовный уровень
Если вы атеист, то этот вопрос для вас либо отпадает, либо его можно рассмотреть с научных позиций биологической связи, теории поля, зеркальных нейронов, генетической детерминанты и разных других теорий, суть одно – человек живет не в вакууме, он связан с окружающим миром, связан со своим родом и его жизнь наполнена смыслом.
Надсоциальный уровень
Уровень рассмотрения «Миссия» – это надсоциальный уровень. Болезнь можно рассмотреть на субклеточном, клеточном, тканевом, органном, системном уровне, на уровне человека целиком с его психикой, на социальном уровне – это было в разделе Поведение, или пример: послеродовый симфизит может быть только у матери, детские болезни у детей, у старушек свои болезни.
Социальный фактор надо учитывать: у 6 летнего ребенка не может быть жалобы на нарушения эрекции, но у 26 летнего может, лечим хламидиоз у 26 летней барышни, но не лечим у 66 летней. Люди могут рассказывать всем о своем тонзиллите, но не о своей гонорее, если это не солдаты, для которых болеть гонореей не порицаемо, а даже наоборот. Надсоциальный уровень – это как раз уровень миссии, или духовный уровень. Обычно это касается тяжелых заболеваний.
Почему или зачем?
Мы привыкли обсуждать болезнь как ответ на вопрос «Почему? Из-за чего?», то есть искать причину болезни в прошлом, а есть возможность ответить на вопрос «Зачем? Для чего?», то есть поискать причину в будущем. В других случаях это не кажется таким странным.
Например, картину мы оцениваем именно так – не по количеству грунтовки и цинковых белил, потраченных на неё, а по сообщению, который передает художник через картину. Или мы признаем, что дом оказался построенным не из за того что был кирпич, цемент, песок, а с использованием этих элементов, опять же реализуя идею архитектора.
Комментарии 0