Как российских гипертоников доводят до онкологии
Страна не может избавиться от опасных препаратов, снижающих давление
Росздравнадзор продолжает бороться с лекарством против гипертонии… который вызывает рак. Миллионы таблеток выпущены по лицензии в разных регионах страны, и до сих пор непонятно, возможно ли изъять из обращения их все. Да и как вообще получилось, что опасное лекарство наводнило отечественный рынок?!
Вместо гипертонии схлопотать рак
«Валсартан» — это даже не лекарство, а действующая субстанция, на основе которой изготавливаются различные препараты (каждый под оригинальным торговым названием). Производится эта субстанция в Китае, на заводе компании Zhejiang Huahai Pharma, откуда затем ее поставляют в разные страны, в том числе и в Россию. Еще 5 июля Европейское агентство по лекарственным средствам (ЕМА) приняло решения отозвать лекарства, изготовленные на основе китайского вещества.
Выяснилось, что в субстанции присутствует опасная примесь — N-нитрозодиметиламин (НДМА). В малых количествах этот компонент абсолютно безвреден для человека, но если применять лекарство регулярно, то НДМА может провоцировать онкологические заболевания.
Чиновники заявляют, что половина российских продуктов непригодна для употребления
По оценкам европейских ученых, опасная примесь могла попасть в «Валсартан» из-за нарушения технологии синтеза. Агентство, которое провело лабораторные тесты, разослало их результаты в национальные органы управления здравоохранением, в том числе в российский Росздравнадзор.
И вот уже не первый месяц Росздравнадзор пытается полностью очистить российский рынок от препарата, который не лечит, а калечит. Росздравнадзор, судя по его отчету, определил отечественных и зарубежных производителей лекарства на основе «Валсартана», и направил им официальные запросы. И, в частности, компания Gedeon Richter уже заявила в ответ на запрос, что приняла решения отозвать с российского рынка такие лекарства. Заявила об отзыве лекарств и компания Mylan NV.
Также Росздравнадзор перепроверит уже выпущенные партии препаратов в своих лабораториях, чтобы удостовериться — опасны они для пациентов или нет. Сколько заводов и клиник это может затронуть, можно лишь догадываться.
Ведь только государственные учреждения здравоохранения в России в нынешнем году, по подсчетам «Свободной прессы», закупили препаратов на основе «Валсартана» примерно на 4 млн. рублей.
Казалось бы, немного — но стоит учитывать, что это более 21 млн. упаковок (лекарство применяют для пациентов с сердечной недостаточностью или перенесших недавний сердечный приступ).
Фармацевты советуют: пациент, даже начитавшись страшных новостей, ни в коем случае не должен прекращать прием лекарств на основе «Валсартана» самостоятельно, не посоветовавшись с лечащим врачом. Ведь это может вызвать новый сердечный приступ.
Орловская: вместо ученых готовим продавцов
Доктор фармацевтических наук Татьяна Орловская поделилась со «Свободной прессой», что ситуация с китайским валсартаном, увы, — не единичный случай, а следствие глубокого системного кризиса на лекарственном рынке России.
«СП»: — Татьяна Владиславна, как вообще потенциально опасное лекарство попало на российский рынок?
— Надо понимать, что Россия еще в девяностые годы потеряла приоритет в создании новых отечественных препаратов — в том числе и из-за стагнации в области науки и образования. Если СССР полностью себя обеспечивал фармацевтическими субстанциями, то после после развала СССР развалилась и фармацевтическая отрасль страны. И рынок заняли иностранные компании.
Сегодня у нас новые лекарства вообще не разрабатываются! В настоящее время Россия в основном производит лекарственные препараты из зарубежных субстанций — так называемые дженерики. Причем субстанции, как правило, закупаются в Китае, Индии, Вьетнаме — а эти страны, по данным ВОЗ, являются основными поставщиками фальсификатов.
«СП»: — Но ведь существует, если не ошибаюсь, стратегия развития отечественной фармацевтики.
— Вы правы, существует. Принята «Программа стратегии развития фармацевтической промышленности» на период до 2020 года («Фарма-2020»), но фармацевтическая наука не только не получает развития, но и погружается в еще более глубочайший кризис.
Владимир Путин говорит о необходимости прорыва в науке и производстве, но без квалифицированных кадров это невозможно. Задачи по возрождению лекарственного рынка, но их некому выполнять — так как разрушено фармацевтическое образование.
Во-первых, возможности образовательной сферы по профильной подготовке специалистов для фармпроизводства (необходимо 600−700 специалистов в год) примерно в четыре раза уступают среднегодовой потребности.
Во-вторых, само фармацевтическое образование в настоящее время направлено не на подготовку высококвалифицированных кадров в области производства и науки, а только на подготовку продавцов лекарств.
«СП»: — А насколько велика сейчас зависимость отечественного рынка от импорта?
— В период санкций Россия в полной мере почувствовала зависимость лекарственного обеспечения от зарубежных поставок. Иностранные производители могут в любой момент отказать в поставках — и тогда Россия окажется не только в экономической блокаде, но и лекарственной. Тенденцию в этом направлении можно уже наблюдать с обезболивающими препаратами.
Сегодня большинство крупнейших фармпроизводителей принадлежат иностранным владельцам. Мы говорили о концепции «Фарма-2020». Так вот, на бумаге планировалось, что половина фармацевтического рынка будет принадлежать отечественным производителям. А на деле в нашей стране уже более 20 иностранных компаний, которые строят здесь свои фармацевтические предприятия.
«СП»: — Рост доли импорта ведь влияет и на цены?
— Конечно! Сколько бы Вероника Скворцова не твердила, будто цены в аптеках растут каждый месяц, но реально влиять на ценообразование государству уже невозможно. «Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты» (ЖНВЛП), на которые цены еще как-то регулируются государством, — это далеко не все необходимые для населения препараты.
Рост курса доллара и евро опережает работу регуляторных органов: растет стоимость импортных субстанций, а также вспомогательных веществ, упаковочных материалов и оборудования. Как итог — заводы просто не способны реализовывать на рынке эти препараты по зарегистрированным ценам.
Материал комментирует: Татьяна Орловская
Источник: http://svpressa.ru
Комментарии 0