Слухи о вирусе Зика обогащают фармацевтические компании
Говорят, если по телевизору идет реклама нового лекарства, значит, через неделю жди объявления эпидемии. В жизни, увы, бывает и наоборот. Сначала мировое сообщество пугают «смертельно опасным» вирусом, а потом авторы страшилки требуют масштабного финансирования, необходимого якобы для борьбы со вселенской напастью.
И в итоге очередное зло побеждают. Люди, даже те, кто никогда не поедет в Гондурас, облегченно выдыхают. А борцы с бациллой заодно получают неплохой бонус в виде многомиллиардного навара от разработанной ими спасительной вакцины. Возможно, возникшая истерия вокруг темы вируса, вызывающего лихорадку Зика, как раз из этого ряда…
1 февраля в Женеве Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала вспышку лихорадки Зика в странах Южной и Северной Америки чрезвычайной ситуацией для международного здравоохранения. Информагентства немедленно разнесли по миру тревожную весть, мол, в Центральной и Южной Америке в ближайшие год-два злокозненным вирусом могут заразиться 3-4 млн человек, болезнь может передаваться половым путем и в Гондурасе уже объявили чрезвычайное положение.
Цитировали при этом генерального директора ВОЗ Маргарету Чэнь, которая заявила, что «члены комитета сошлись во мнении, что нынешняя ситуация соответствует условиям чрезвычайного положения, вызывающего обеспокоенность в мире». Она призвала к скоординированным шагам международного сообщества в борьбе со столь опасной болезнью и по проведению необходимых исследований для создания вакцины.
Большинство при освещении этих событий делало акцент на трагической судьбе еще не рожденных младенцев. Авторы сенсационных статей в один голос твердили, что у них лихорадка Зика, перенесенная беременной женщиной, может вызвать осложнения в виде микроцефалии и прочих неврологических аномалий.
Об этом также заявила Маргарета Чэнь. Но, к сожалению, вольно или невольно смысл заявления генерального директора ВОЗ при цитировании был искажен. Так, согласившись на то, что «недавние случаи микроцефалии и прочие неврологические аномалии в Латинской Америке, вслед за аналогичными случаями во Французской Полинезии в 2014 году, представляют собой чрезвычайную ситуацию для общественного здравоохранения в мире», — госпожа Чэнь лишь подчеркнула, что, согласно выводам экспертов, имеются «серьезные подозрения о наличии связи между инфекцией Зика во время беременности и микроцефалией (у детей), хотя научно они пока не подтверждены».
То бишь, если быть точным, чиновник ВОЗ констатировала: да, подозрения имеются, однако наука своего слова не сказала, а надо бы сказать. Не больше и не меньше.
Несмотря на это, вал «сенсаций» сразу захлестнул планету: из архивов вытащили фотографии больных микроцефалией младенцев, президент Бразилии объявила войну комарам-разносчикам вируса, организация римских католиков Catholics for Choice обратилась к папе римскому Франциску с просьбой разрешить верующим использовать контрацептивы или разрешить женщинам делать аборты с целью защиты от вируса Зика.
Если бы Барак Обама, называя три главные мировые угрозы, выступал на Генеральной Ассамблее ООН не в 2014 году, а в феврале 2016 года, то, вполне возможно, на первом месте стоял бы не вирус Эбола, а вирус Зика. К слову, глава Белого дома и на сей раз не остался в стороне. Он оперативно обратился к Конгрессу с просьбой ассигновать свыше 1,8 млрд долларов из экстренных фондов на борьбу с вирусом Зика в США и других странах.
Раз речь зашла о деньгах, то немедленно нашлись и желающие их освоить и параллельно спасти человечество. Американские и канадские ученые заявили о намерении разработать вакцину от лихорадки Зика еще до конца нынешнего года. К делу подключились Пенсильванский университет, американская компания Inovio Pharmaceuticals и южнокорейская Gene One Life Science.
Французский фармацевтический гигант Sanofi объявил о запуске проекта по разработке вакцины от этой инфекции. К подобной работе приступила и американская компания New Link Genetics. Детский фонд ООН начал сбор 9 млн долларов на принятие мер по сдерживанию эпидемии и на поддержку семей, где появились дети с микроцефалией. Международный Красный Крест попросил на те же цели $2,3 млн.
А индийская Bharat Biotech International Limited и вовсе выдала сенсацию, предположив, что она, возможно, уже создала нужную вакцину. «Если говорить о вирусе Зика, то мы, возможно, являемся первой в мире фирмой, которая подала патентную заявку на кандидатную вакцину примерно девять месяцев назад», — порадовал мировую общественность глава компании Кришна Элла.
Удивительно, что, по словам нашего соотечественника, вирусолога, академика РАМН Виктора Малеева, «пока никто не занимается разработкой лекарств и вакцин, пока диагностикумы разрабатывают, еще диагностикума нет, чтобы быстро диагноз поставить, потому что клиника его похожа на другие болезни».
В то же время, по сообщению академика, Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии РФ уже разработал метод диагностики вируса Зика, который требует одну каплю крови пациента. Сейчас он апробируется, а к марту планируется запатентовать его.
Тут стоит отвлечься от вирусологии и поговорить об экономике. Не секрет, что в фармацевтической отрасли обращаются огромные деньги. Если оценивать прибыли крупнейших международных фармацевтических компаний, речь будет идти о десятках миллиардов долларов. Борьба за рынки сбыта и передовые позиции идет, как говорится, не на жизнь, а на смерть.
К примеру, прибыль французской фармацевтической компании Sanofi (входит в мировую топ-десятку) в IV квартале прошлого года снизилась на 6,5% — до 1,71 млрд евро на фоне падения продаж ее лекарств от диабета в США. Чтобы возместить потери, французы немедленно взялись бороться с лихорадкой Зика. Ведь компания, которая первой изобретет вакцину, станет не просто победителем опасного заболевания, она снимает финансовые сливки.
Конкуренция в фарминдустрии жесточайшая. Нередко эту отрасль сотрясают грандиозные скандалы. Как, например, с британским фармацевтическим гигантом Glaxo Smith Kline (GSK), обвиненным министерством юстиции США и Управлением по контролю качества продуктов и лекарств (FDA) в куче нарушений. Кстати, британцы предпочли выплатить громадный штраф — 3 млрд долларов, но не доводить дело до суда. Лишь бы оставить за собой американский рынок.
Понятно, что при такой конкуренции нашим фармкомпаниям за границей рады не будут. Как показал пример с вакциной от вируса Эбола, разработанной нашими учеными, на международной арене ее никто не ждал и не захотел заметить.
Более того, даже на собственный рынок, плотно оккупированный иностранными фармацевтическими компаниями, нашим лекарствам сегодня пробиться чрезвычайно трудно. Из последнего лекарственного «инцидента» можно вспомнить кампанию, которую в конце января развернули в лояльных российских СМИ фармпроизводители французской Sanofi и Glaxo Smith Kline (международный гигант в декабре 2015 года занимал пятое место среди фармацевтических производителей на российском рынке). Их представители заявили о проблемах с поставками вакцин на российский рынок из-за проблем с сертификацией и их возможном дефиците в 2016 году.
Ударили по самому больному, мол, из-за всяких проволочек к деткам не может пробиться «Пентаксим» — вакцина от коклюша, дифтерии и столбняка, а также «Инфанрикс Гекс», которая является аналогом «Пентаксима» и «Хиберикс» от инфекций, вызванных гемофильной палочкой. Сердобольные иностранцы при этом умолчали, что без помощи наши малыши не останутся — компания «Микроген» (входит в холдинг «Нацимбио», подведомственный госкорпорации «Ростех») производит отечественный аналог «Инфанрикса» и «Пентаксима» — АКДС. Причем иностранные препараты родители покупают за свои деньги, выкладывая за дозу 4–5 тыс. рублей. Российский же препарат предоставляется бесплатно в рамках Программы обязательного медицинского страхования. Однако, как безапелляционно заявили ангажированные журналисты, импортные вакцины лучше. Сослались они при этом на мнение двух неведомых научной общественности педиатров из двух частных клиник, расположенных неизвестно где.
Что делать в этой ситуации России? Во-первых, думать о здоровье наших соотечественников. Во-вторых, разрабатывать лекарство от лихорадки Зика, к чему уже призвал президент, дав соответствующее поручение министерству здравоохранения. А главное, невзирая на противодействие, налаживать лекарственное импортозамещение. Укрепившись же на своем поле, можно будет и о завоевании передовых позиций в мире думать. Тем более, что за вредоносными вирусами с легкой руки СМИ и фармкомпаний, становящихся «главными мировыми угрозами», дело не станет.
http://politrussia.com/society/pandemiyu-slukhov-o-388/
Комментарии 0