Снотворное и антидепрессанты для России

Любой россиянин, который имеет нездоровую привычку смотреть телевизор, уже заметил: телеэфир вдруг наполнился рекламой снотворного и антидепрессантов иностранного производства.

Сюжеты роликов незамысловаты. Загнанный до животного состояния менеджер глотает таблетку — и мир вновь становится красочным. Домохозяйка, нахлопотавшаяся до полного очумения, не может заснуть — и на помощь ей приходит какой-нибудь «спи — кому-говорят». В ребенка, нахватавшего «двоек» в школе, запихивают нечто «розовенькое со вкусом дыни» — и он тут же становится отличником. Все эти чудесные превращения преподносятся под соусом «нового качества жизни».

Имейте в виду: таким образом нас активно готовят к роли безудержных потребителей седативных препаратов и антидепрессантов, изгнанных из цивилизованного мира. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) заявили, что в ближайшее время спрос на них в России вырастет чуть ли не вдвое. И что к нам уже завозят огромные партии лекарств, «проштрафившихся» в США.

Хрустальная мечта фармацевтической компании — это совершенно здоровый человек, который крутится на «качелях»: вечером — снотворное, чтобы заснуть, утром — транквилизатор, чтобы проснуться, а в середине дня — антидепрессант для снятия побочных эффектов от первых двух воздействий. Западные фармацевты грамотными рекламными кампаниями, учитывающими ритм современной жизни, добились блестящих результатов.

По последним данным Национального института здоровья США, число американцев от 20 до 44 лет, злоупотребляющих снотворными средствами, увеличилось по сравнению с 2004 годом почти вдвое. Особенно склонны к злоупотреблению женщины — они балуются таблетками в полтора раза чаще, чем мужчины. Растет и количество зависимых от снотворного детей от 10 до 18 лет — их стало больше на 85 процентов.

Общее же число этих «фактических наркоманов» достигло почти 70 миллионов человек. Само собой, производство снотворных препаратов стало великолепным бизнесом: по сравнению с 2000 годом затраты населения на покупку этих лекарств выросли в 2,3 раза. Америка оказалась в плену транквилизаторов и антидепрессантов.

Это вполне понятно: если человек спит только искусственным, «химическим» сном, ему необходим антидот, чтобы очнуться. И вот тут самым знаменитым лекарством в мире стал «Прозак». Анонсированный как «антидепрессант последнего поколения», препарат ворвался на рынок и произвел настоящую революцию — он снимал почти любую депрессию. Принцип действия активного вещества «Прозака» прост: он замедляет разрушение серотонина (его называют иногда «гормоном счастья»). В результате тот, кто принимал «Прозак», пребывает в отличном расположении духа (как долго это продолжается, зависит от индивидуальности организма).

Препарат помогал и тем, кто сидел на диете, бросал курить. Его прописывали и при бессоннице, страхах, стрессе, упадке сил… Дошло до того, что лекарство стали прописывать детям и свободно продавать в аптеках. В общем, в США за 12 лет продаж «Прозака» его постоянно принимали 38 миллионов человек! Скандал грянул в конце 1990-х: выяснилось, что препарат вызывает классическую наркотическую зависимость с хрестоматийным «отходняком» и черной депрессией. А у 4 человек из 100 он вызывал приступы немотивированной агрессии.

Журналисты The New York Times с помощью экспертов федеральной комиссии сумели доказать, что печально знаменитый всплеск подростковой преступности в США тесно связан именно с массовым распространением «Прозака». К тому же риск суицида у тех, кто «подсаживался» на «Прозак», возрастал в три раза. Однако с этим «легальным наркотиком» удалось справиться только в 2004 году. Он заработал черную метку от правительственной ассоциации FDA за «научно доказанную способность вызывать самоубийства у детей». Такой приговор обычно окончателен и обжалованью не подлежит. «Прозак» практически оказался вне закона.

Однако его производитель не смирился с поражением и не собирается терять прибыли. Остались огромные предприятия и склады, забитые готовым продуктом. Их надо куда-то сбрасывать. И в том же 2004 году, по версии специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), взгляд фармацевтов упал на Россию с ее 140-миллионным населением, замороченным вечными проблемами.

Высоко профессиональные маркетологи рассчитали, что на этом рынке в России практически нет серьезных игроков. И началась активная подготовка почвы: реклама, загадочные законопроекты об отмене сертификации импортных лекарств и т. д., и т. п. Как следует из аналитической справки ВОЗ, компания, производившая «Прозак», специально разработала для российского рынка два клона препарата с разными названиями: «Продеп» и «Флуоксетин».

Видимо, для пущей динамики продаж и на тот случай, если основной продукт отследят международные организации. Под шум прибоя к акции присоседились еще несколько штрафников из Америки: «Целебрекс» (он же «Целекоксиб»), «Этмозин» и «Бекстра».

В настоящий момент «Прозак» и его аналоги можно найти практически в любой аптеке крупного российского города (на подходе — глубинка). Производственная база «Прозака» таинственным образом приросла не только швейцарским и британским филиалами, но и российским. Причем стоимость российского продукта в два раза ниже импортного варианта — розничная цена на уровне 300 рублей за упаковку.

Но если в Америке «Прозаку» пришлось просуществовать несколько лет как препарату, продаваемому по рецептам, то свою российскую биографию он сразу же начал со свободных продаж. Из 93 московских аптек, проверенных сотрудниками ВОЗ, «Прозак» и его родственники реализуется без рецепта в 100 процентах случаев. Ведь по документации они ни наркотическими, ни психотропными препаратами не являются…

Почему мы так много времени уделили «Прозаку»?

Да потому что именно такой канал легализации медикаментов, изгнанных из «стран первого мира», избрали фармацевтические компании. Это прямо указано в аналитической справке экспертов ВОЗ.

Если опыт с таким одиозным препаратом, как «Прозак», окажется удачным, то в кратчайшие сроки к нам приедут железнодорожные составы с «Дримсисом» (американское снотворное, обещающее приятные сны), «Реапсихолетином» (транквилизатор, который поддерживает человека на ногах почти трое суток без сна с сокрушительными для организма последствиями) и прочими волшебными таблетками.

В США и Европе много чего на медицинских складах завалялось, поскольку там законодательство все более ужесточается. Фармкомпании с удовольствием сбагрят все это сомнительное добро в Россию.

Константин Благодаров

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.