«Еда в Макдоналдсе — это своего рода наркомания»
Пора возвращаться к вкусной и здоровой пище, заявляет президент Ассоциации генетической безопасности
В России начались массовые проверки сети «ресторанов» Макдоналдс, если так можно назвать фаст-фудные американские забегаловки. Нарушения обнаружены уже в нескольких Макдоналдсах Москвы, в том числе, в самом первом «Макдаке», который открылся аж в 1990 году на Пушкинской площади. Четыре забегаловки приостановили работу до решения суда. Между тем, в Татарстане специалисты Роспотребнадзора нашли кишечную палочку в смывах двух ресторанов сети. Какую еще гадость найдут во время «облав», страшно даже представить. О «бургер-зависимости» и мировых тенденциях «вкусной и здоровой пищи» Накануне.RU рассказал почетный президент Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ), старший научный сотрудник института имени Кольцова Александр Баранов.
Вопрос: Есть ли у Вас, как у президента Общенациональной ассоциации генетической безопасности, претензии к качеству еды в Макдоналдсе?
Александр Баранов: Это, безусловно, продуманная система питания, которая делает человека зависимым от нее. Я могу вам абсолютно точно сказать про своих друзей, которые живут сейчас в Америке – когда они едут в ресторан европейской, привычной им кухни, они не могут не заехать в Макдоналдс. Это шокирует, но это зависимость. И когда я им задал вопрос, зачем тогда вообще ехать в ресторан шикарный, питаться изысканной европейской кухней, пить вино и перед этим «нажахаться», простите, бургером с кока-колой, они лишь пожали плечами.
Еще нас всегда пугали так называемые «сопутствующие товары» – игрушки эти для детей. Это, фактически, выработка рефлекса, как у собак вырабатывают реакцию на мигание лампочки и т.п., так и тут – игрушка вырабатывает определенный рефлекс на покупку бургера. Поэтому я и говорю, что это все продуманная система, призванная поставить человека в зависимость, привязать его к конкретной пищевой точке, чтобы он туда ходил, питался и приносил свои деньги.
Что касается самого качества пищи, то меня в свое время возмутила позиция института питания, который говорил о том, что в Макдоналдсе все в порядке, все нормально, что там разнообразная пища, и полезные салаты. Ну салаты салатами, но человек же не только салаты там ест, но чаще все же все эти трансжиры и сладкие колы. А вы видите, что во многих европейских странах сейчас подняли вопрос о введении налога на сладкие напитки, чтобы как-то снять человека с зависимости от сладких лимонадов. Так что позиция института питания была мне не понятна. Какая у них сейчас позиция, мне неизвестно, но в то время они практически пропагандировали Макдоналдс, и, насколько я помню, представитель Макдоналдса входил в совет директоров института питания. Конечно, это вызывало легкое недоумение и возмущение, потому что уже тогда во всем мире шла борьба с Макдоналдс, доказывали, что это вредно, опасно и есть предрасположенность к ожирению у людей, которые там питаются.
Вопрос: Вы говорите о зависимости от этой еды, они какие-то добавки что ли используют для достижения этого результата?
Александр Баранов: Добавки и все эти усилители вкуса всегда присутствовали в этой еде. В нее вводятся специальные добавки, которые вызывают привыкание и приятное ощущение, когда вырабатываются эндорфины. Это, своего рода, наркомания. Сейчас пищевая технология ушла далеко вперед, и за рубежом были опубликованы данные о том, что даже вот эта знаменитая картошка-фри делается не из картофеля, а из специальных суррогатов, специальных белковых, которым придают такую форму и выдают за картофель-фри. Кроме того, есть такие технологии, которые имеют способность склеивать мясо – специальный белковый клей, с помощью которого можно придать вид целого мяса множеству фрагментов и мелких кусочков. «Спасибо» пищевой промышленности, которая семимильными шагами пытается нас сделать зависимыми от химической еды.
Вопрос: Как Вы думаете, в связи с чем начались проверки в Макдоналдс?
Александр Баранов: Проверки были и раньше, но они всегда сходили им с рук, потому что это мировая корпорация, которая имеет достаточные финансы, чтобы откупиться и ублажить чиновников, которые ставили свои подписи на санитарных заключениях. И Онищенко, кстати, бывший наш главный санитарный врач страны, не находил ничего плохого в Макдоналдсе.
Вопрос: Но Онищенко же даже суши, фактически, запрещал, хотя там действительно только рыба и рис.
Александр Баранов: Ну, вот видите, видимо «не находил», и поэтому они все время держались на плаву. Почему же сейчас такой накат пошел – понимаете, «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Это холодная война, которую развязали против нас, и наши ответные меры по пищевой линии — абсолютно, кстати, правильный удар. Я полностью поддерживаю это решение, кроме разве что запрета сыров и молока, особые виды которых необходимы людям, которые не переваривают молоко, но они не производятся у нас. Сейчас вот вернули безлактозные молочные продукты, но надо пройтись с пересмотром по всем пунктам, потому как в силу развитости импорта наша промышленность не особенно развивала свои мощности, хотя должна была. Ученые все время говорили, что продовольственный суверенитет – это самое важное, что может быть, потому что мы не будем дышать газом, мы не будем пить бензин и не будем закусывать углем. Без еды, воды и воздуха мы не проживем.
Вспомните. При батюшке-царе, хоть и шла индустриализация, но Россия считалась аграрной страной. Не в плохом смысле, потому что у нас почему-то теперь считается, что если ты аграрная страна, то ты отсталая страна, а если индустриальная, то передовая. Но эта передовитость оборачивается другой стороной медали – мы знаем, какие экологические проблемы несет индустриализация, а вот сельское хозяйство не создает таких проблем. Что плохого в том, чтобы кормить себя и весь мир?
А направление фаст-фуда – это опять таки поклонение техногенному пути развития, это убыстрение производства, быстрая еда, чтобы освободить себя от лишней суеты. Тем не менее, с этим мы приобретаем проблемы со здоровьем. А если ты не здоров, то ты и работник плохой, ты не принесешь пользу государству, а если ты здоровый — ты полон сил, веселый и добрый. Уже доказано, что если ты ешь нормальную пищу, пьешь нормальную воду и дышишь хорошим воздухом, то у тебя всегда хорошее настроение, ты добрее к людям именно за счет этих эндоморфинов. А мы сейчас остервенелые все, мы кидаемся друг на друга, стреляем друг в друга, если кто-то кого-то подрезал на машине – это все обратная сторона медали техногенного пути развития хозяйства нашей цивилизации, которому Россия почему-то решила подражать. Я считаю, что это совершенно неправильно, и надо идти сейчас, пока не поздно, своим путем, и те меры, которые сегодня приняты в отношении импорта из определенных стран, это как раз начало перехода на традиционный для России путь развития.
Вопрос: То есть все эти проверки Макдоналдс – это последствия антисанкций России?
Александр Баранов: В том числе. Поэтому я говорю «Не было бы счастья, да несчастье помогло». То есть это несчастье, что против нас ополчились господа западники, обернулось тем, что давно уже надо было сделать – проверки питания, агитация наших производителей на то, чтобы придумать свое направление и т.п. Сейчас есть такое мировое движение под названием «Slow food», сделанное в пику против фаст-фуда. В его основе лежит традиционное питание, создание традиционных столовых, маленьких кафешек, кондитерских и прочего.
Вопрос: Еще несколько лет назад общество обсуждало, что европейцы и американцы чаще всего питаются в фаст-фудах, ресторанах и прочих заведениях. У многих даже плиты на кухне нет, а русские наоборот любят готовить дома, их холодильники всегда забиты супами, гарнирами, которые они готовят сразу на несколько дней. Теперь же, особенно в городах-миллионниках, получается, что россияне переняли опыт европейцев?
Александр Баранов: Это все бешеный темп нашей цивилизации. В этом году будет проходить очередной форум «Терра Мадре» (Мать земля), который проходит раз в два года в Италии, и на прошлом форуме был выпущен манифест «Центральная роль пищи», и та традиция, которая была у русских, в этой книге приветствовалось. Там говорилось, что это абсолютно верный подход к еде. Во-первых, совместное приготовление пищи и совместная трапеза за столом сплачивает семью. Конечно, мы можем и в ресторане сидеть, но не всегда в наших ресторанах все хорошего качества. В дорогих ресторанах – конечно, если у тебя высокий достаток – иди туда, но в основном же у нас средняя зарплата совсем другая. Так что Европа приняла ту философию жизни и отношения к еде, которая была у русских. Они спохватились в 1986, сделали это движение «Slow food», в которое входит 160 стран мира. А у нас только в 1990 году пришел фаст-фуд.
Вопрос: Как Вы думаете, чем закончатся эти проверки Роспотребнадзором для компании Макдоналдс?
Александр Баранов: Ну, некоторые рестораны уже прикрыли, но я думаю все их не закроют, потому что тут же вмешается ВТО и начнутся тяжбы, а это чревато большими деньгами. Сейчас, правда, поговаривают о выходе из ВТО, но это практически невозможно. Потому что там прописаны бешеные санкции. Они могут ввести экономические санкции, которые приняли определенные страны против России, на мировом уровне, и тогда их придется придерживаться и тем странам, которые не поддерживают холодную войну против России.
Вопрос: Как Вы думаете, после Макдоналдса начнутся ли проверки других американских сетей, типа KFC и «Бургер Кинг»?
Александр Баранов: Их обязательно проверят, помяните мое слово! Сейчас возьмутся за общепит со страшной силой. Ведь не даром был вброс информации о том, что надо развивать свою систему питания – столовые, закусочные, забегаловки, буфеты и т.п. Так что все эти американские фаст-фуды будут проверять.
Вопрос: Вчера, естественно, в интернете начались истерики по поводу закрытия Макдоналдс. Есть люди, которые поддерживают проверку и закрытие «канцерогенного рая», есть и противники. Как Вы думаете, как отреагирует население России на закрытие американских забегаловок?
Александр Баранов: Конечно, истерики будут, потому что есть зависимые люди. Многие никак к этому не отнесутся, потому что не ходят в такие места, но в целом население России посудачит-посудачит, поругается в информационном пространстве, сделает очередные вбросы, а потом все затихнет. Потому что вот «лялякать» у нас научились в интернете на любую тему, а работать мы как-то не научились, нам больше нравится трепаться. Ну, возьмитесь, ребят! Если вам прямо так приспичило, сделайте что-то свое! Я всегда поражался нашему бизнесу, что он все время ноет. Любое введение – они начинают ныть. Вот маркировку ввели по ГМО, они знаете как ныли? Они писали петиции, что это налагает на них новые обязанности, и где это все? Никаких трат больших нет, они все преувеличивают. Если раньше у нас было оружие пролетариата, то теперь это оружие бизнеса.
Комментарии 0