Города с отравленными легкими
Промышленные центры страны превратились для населения в западню
Российский союз инженеров (РСИ) огласил результаты исследования природно-экологических условий 164 городов страны с населением свыше 100 тысяч человек. Подтвердилось то, что уже несколько десятилетий понимали проживающие в Норильске, Череповце, Новокузнецке, Магнитогорске и Липецке. В этих городах — крайне плохая, опасная для здоровья людей экология.
Самые критические показатели у Норильска, население которого составляют более 176 тысяч человек. Там рекордные для России объемы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу города. Чуть лучше ситуация с выбросами в Череповце (более 300 тысяч жителей), Новокузнецке (более 500 тысяч), Магнитогорске (более 400 тысяч) и Липецке (более 500 тысяч), но и они испытывают большую техногенную нагрузку из-за металлургических и химических заводов. Также к неблагоприятным для проживания городам РСИ отнес Ангарск, Братск, Улан-Удэ и Якутск.
Самым же комфортным для жизни городом с точки зрения экологии эксперты признали Хасавюрт (Республика Дагестан). Впрочем, там периодически стреляют и совершают теракты. Вот и не поймешь, что хуже: дышать чистым воздухом, рискуя попасть под пулю ваххабита, или же ежедневно вдыхать заводскую гарь, аккумулируя в себе клубок болезней?
Магнитогорск — один из тех городов, в которых «люди гибнут за металл». О том, насколько сложна здесь обстановка, видно из интервью начальника управления окружающей среды и экологического контроля Александра Пирожкова, которое он дал одному из местных СМИ: «Выбросы, которые мы сейчас имеем, влияют практически на весь спектр заболеваний как дыхательных, так и онкологических. Возьмем бензопирен. Это практически бесцветный порошок, который сам по себе не вреден. Но если его смешать с пылью, то тут же начинают развиваться раковые заболевания. Посетите любой комбинат Соединенных Штатов или Европы. Вы не найдете там такого количество выбросов. „Зеленые“ при малейшем нарушении завод остановят. Не позволят ни расширить, ни реконструировать предприятие, если в план не включены меры по сохранению окружающей среды».
Местные специалисты винят в экологическом неблагополучии один из комбинатов. На его долю, говорят они, приходится более 90% вредных выбросов. Город регулярно накрывает шапкой серо-малиновой пыли с едким запахом сероводорода. Астма и хронические бронхиты — самые распространенные заболевания среди детей и взрослых.
Находящийся в Заполярье Норильск входит не только в пятерку самых северных городов мира, но и являет собой беспрецедентный пример крупного промышленного центра, существующего в экстремальных условиях Крайнего Севера. Он один из наиболее холодных городов, существенно более холодный, чем Мурманск, находящийся на той же широте. А еще, по оценкам международной экологической группы «Blacksmith Institute», Норильск, входит в десятку наиболее загрязненных городов мира.
В 1990-е годы численность городского населения уменьшилась более чем на 40 000 человек.
Содержание загрязняющих веществ в его атмосфере редко бывает ниже 4−5 ПДК. Выбросы углекислого газа местных предприятий составляют два процента от мировых. Там часто падает темный снег, а вода в местных водоемах окрашена цветными поверхностными пленками.
Норильчане жалуются на затруднения дыхания, вызываемые ядовитым запахом в воздухе. Среди населения значительно повышены показатели по аллергии, бронхиальной астме, порокам развития сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, болезни крови, расстройства психики, в том числе среди детей. Средняя продолжительность жизни в заполярном городе на 10 лет меньше, чем в остальных российских регионах.
Эксперты называют еще два «самых умирающих» города страны — Чапаевск (Самарская область) и Карабаш (Челябинская область). Их РСИ не охватил из-за недостаточности населения — проживают в каждом «самом умирающем» менее 100 тысяч человек.
Однако если бы РСИ проводил исследование 15 лет назад, то Чапаевск попал бы в его список. Город постигла беда аналогичная норильской — количество населения снизилось более чем на 30 000 человек.
Чапаевск с самого рождения был обречен на нынешнюю трагедию. В 1908 году на берегу речки, называвшейся в те времена Мочой, возвели первый в России завод по производству тротила. В 1930-е годы здесь заработало предприятие по выпуску боевых отравляющих веществ (ОВ) — иприта, люизита и фосгена. Старожилы вспоминают о том, что химические снаряды на предприятии заправляли, заливая иприт и люизит из чайника! А некондиционные ОВ сливали в канавы, отравляя все вокруг. Окрестности стали желтыми от газа. По словам ветеранов завода, со всех рабочих брали подписку, что претензий по поводу своего состояния здоровья они предъявлять не будут. Через три года такой работы, утверждают они, многие люди становились инвалидами и умирали. Однако местные шли на предприятие охотно — там хорошо платили.
А в 100 километрах от Челябинска, на восточном склоне Уральских гор, находится город Карабаш, который ЮНЕСКО признал самым загрязненным городом в мире. Датой его основания считается 1822 год, когда в пойме таежной речки Сак-Элга открыли богатые золотоносные россыпи и заводчик Зотов образовал выселок, где начали «мыть золото». Вскоре в Соймановской долине обнаружили месторождения окисленных медных руд. Здесь добывалась почти половина меди в России.
— Однако медные обогатительные комбинаты стали убивать город. Они беспрепятственно выбрасывали множество вредных веществ. Общий вес выбросов за полный период работы заводов составил более 14 миллионов тонн, — рассказывает челябинский эколог Людмила Зареченкова. — Люди страдают «букетом» генетических и приобретенных заболеваний: раковые опухоли, экзема, дефекты внутриутробного развития, церебральный паралич, слабоумие.
В конце 1989 года, в связи с кризисной ситуацией в экологии города, старое металлургическое производство остановили. Почти половина горожан осталась без работы. В 1998 году медеплавильный завод запустили из-за обострения социально-экономической ситуации.
В конце июня 2010 года, когда самому первому комбинату исполнилось 100 лет, в городе наблюдалось уникальное природное явление — преждевременная осень. На деревьях пожелтели листья, пожухла трава, погиб весь урожай на приусадебных участках.
— Людей из Карабаша и Чапаевска в срочном порядке необходимо переселить. Там отравлено все: земля, вода, дома, на грядках вырастают овощи и фрукты, которые нельзя есть, но их едят, — говорит доктор химических наук, руководитель Союза «За химическую безопасность» Лев Федоров. — В Чапаевске у многих детей выявлен синдром патологического старения и интеллектуального вырождения. Это наследственная болезнь — их дедушки и бабушки когда-то наглотались иприта и люизита.
Неудивительно, что на кладбищах Чапаевска и Карабаша захоронения людей преклонного возраста отыскать практически невозможно.
«СП»: — Как спасти население остальных городов, в которых жить нельзя?
— Заткнуть трубы фильтрами. Однако цена системы очистки составляет 40% от стоимости предприятий. Поэтому они травят людей и все вокруг.
Заводы Норильска в 1920—1930-е годы строили заключенные, фильтры не предусматривались. После того как «скончалась» советская власть, владельцы предприятий решили вместо установки фильтров удлинить трубы для распыления выбросов на более длинные расстояния. Выбросы стали попадать в метеорологические слои, двигающиеся вокруг Земли, и выпадать в США. Американцы забили тревогу. Трубы опять укоротили.
А в Карабаше очень сложные руды. В них помимо минералов: свинец, мышьяк и кадмий — отрава!
Несколько лет назад в этом несчастном городе случился настолько гигантский выброс, что улетели все воробьи и голуби, остались только тараканы и крысы.
Виталий Словецкий
Комментарии 0