Как к нам пришёл «Бургер Кинг»

В свое время «Бургер Кинг» первой из американских сетей быстрого питания обосновалась в Париже. Начала почковаться. Но дела шли ни шатко ни валко. И в 1997-м «Король Гамбургеров» родом из Майами закрыл последнюю из своих 39 закусочных в этой стране вследствие неважных экономических показателей. Та Франция, 15-летней давности, взирала на фастфуд с подозрением, а порой и с откровенной неприязнью. Хитрый «Макдоналдс» в отличие от «Бургер Кинга» сеть свою не сворачивал — стал подстраиваться под французские вкусы. И преуспел: если в 1997 году у него было 450 закусочных во Франции, теперь — более 1200. Но второе, спустя 15 лет, пришествие «Бургер Кинга» знаменательно как раз потому, что воспринимается как возвращение чего-то «по-настоящему американского», клевого, разудало-бесстыже обжористого.

И пусть всего лишь два ресторана открываются пока — ажиотаж сродни избранию президентом США Барака Обамы в 2008 году. В один из дней новость заняла второе место во французском сегменте Twitter. Как и в случае с Обамой, правда, непонятно, отчего радость. Думаю, не пройдет и года, как вопли по поводу «вопперов» (фирменной продукции «Бургер Кинг») во Франции спадут, и люди будут просто тупо жрать как этот, так и другой фастфуд, поставщики которого опутали страну.

Не возмущайтесь по поводу употребления мною слова «жрать». Оно уместнее слова «есть» (о чем ниже). Мы вырождаемся.

* * *

Фастфуд, жратва, перенасыщенная жирами, сахаром и разного рода химическими добавками, уверенно прет по планете, уничтожая нас. В сентябре 2011-го Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца объявила: число людей с лишним весом впервые превысило число голодающих.

Лидерство по этому показателю, если не учитывать такие экзотические острова, как Науру или Тонга, удерживают американцы (более двух третей — с лишним весом, у четверти — ожирение). Дэвид Роткопф, главный редактор Foreign Policy, опубликовал в этом журнале, специализирующемся на освещении внешней политики, статью под названием «Враг внутри», в которой указывает, что «наибольшие угрозы» для США исходят не от международных террористов, а от продукции фастфуд. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, средняя американская гражданка потяжелела с 60-х годов прошлого века почти на 11 кг, а гражданин — на без малого 13 кг.

Размер гамбургера с 50-х годов увеличился на 233%! В среднем ежегодно каждый американец выпивает сейчас 178 литров сладких газированных безалкогольных напитков (в 1970-м — 85 литров).

Число страдающих ожирением взлетело во многих европейских странах в последние 20 лет в два раза.

Развивающиеся рынки — не исключение. Индийский рынок фастфуда растет на 30 — 35% в год. В 2011 году транснациональная корпорация Yum! Brands, в которую входят KFC, Pizza Hut и Taco Bell, объявила, что собирается открыть в Индии к 2015 году тысячу новых
своих заведений. Применительно к Китаю планы амбициознее — около 20 тысяч в течение нескольких лет. Китай приносит 60% всей прибыли этой корпорации. Уже 31% взрослых в Китае — с лишним весом, 12% из них — с ожирением.

* * *

Почему я использую слово «жратва» в отношении фастфуда? В ходе одного из экспериментов булочка от гамбургера пролежала на полке 14 лет. И плесени на ней не появилось, и не усохла. Разве это детище лабораторий можно называть едой? Или разве можно называть «молочным» коктейль, если в нем нет молока? А знаете ли вы, из чего состоит курятина в панировке, которую нередко покупают детям в заведениях быстрого питания? Сама курятина — не главный ингредиент. Помимо нее, в состав жратвы входят фосфат натрия, сафлоровое масло, пшеничный крахмал, декстроза, очень опасный автолизированный дрожжевой экстракт и, наконец, диметилполисилоксан — антипенообразователь, который ранее использовался в имплантатах, но теперь, как правило, не применяется — боятся хирурги за женские груди. В пищу, однако, его употреблять до сих пор почему-то дозволяется.

Фастфуд вызывает такую же зависимость, как героин с кокаином. В ходе эксперимента, проведенного американскими учеными из Научно-исследовательского института Скриппса, три группы крыс на протяжении 40 дней кормили по-разному. Одну — обычной крысиной едой, вторую — крысиной с добавлением один раз в день на протяжении часа привычных компонентов фастфуда, третью же допустили к фастфуду почти на весь день (23 часа). Последняя группа сразу же начала потреблять в два раза больше калорий и ожирела. Но больше всего удивило ученых то, что жир и сахар изменили работу крысиных мозгов. Крысы стали все с большим трудом достигать удовлетворения от еды. Чем больше жирели, тем труднее это чувство им было испытать. И в отличие от двух других групп только они пытались пробраться к буфету со жратвой, даже когда по лапам били ударами тока.

* * *

Для детей потребление еды, напичканной вредными жирами и/или сахаром, а также многочисленными химическими добавками, чье влияние на здоровье может проявиться не сразу, вообще должно быть табу. Исследователи из Университета Бристоля, изучавшие воздействие подобной еды на 14 тысяч ребят, сообщили: умственные способности питавшихся неправильно в первые три года жизни, когда мозг развивается наиболее быстро, к 8,5 года были заметно хуже, чем у остальных. Причем изменение диеты с неправильной на правильную после трех лет на улучшении умственных способностей не отражалось.

Не запретить ли рекламу неправильной еды на телевидении до 21.00? Не писать ли на упаковках или обертках фастфуда «Эта жратва вас погубит» наподобие вердикта «Курение убивает» на пачках с сигаретами? Не ввести ли налоги с жирной пищи? Год назад Дания это сделала. Или вот мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг установил запрет на продажу в больших емкостях напитков с высоким содержанием сахара в ресторанах, кинотеатрах и на стадионах. Почему бы Сергею Семеновичу Собянину этому примеру не последовать?

К сожалению, пока наше государство скорее сотрудничает с поставщиками противопоказанной еды, чем борется с ними. Известные актеры и телеведущие принимают активное участие в благотворительных акциях продавцов гамбургеров и «курятины», чьи компоненты описаны выше. И пламенно отчитываются, что собирают средства на помощь больным детям. О том, что сама жратва, продаваемая сетями быстрого питания, делает этих детей больными, — ни слова.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.