Минздрав предупреждает — будет хуже
Майданный министр здравоохранения — Олег Мусий — порадовал медиков и их пациентов новыми инициативами министерства и дальнейшей европеизацией остатков отечественной системы здравоохранения.
Пресс-релиз его выступления, опубликованный на сайте МОЗ, звучит так: «Я стою на позициях децентрализации и разгосударствления существующей системы здравоохранения».
Собственно говоря, от государственной системы, существовавшей в советской Украине, уже осталось не так и много, но стоит задача более серьезная – уничтожить и эти остатки медицинской роскоши.
Давайте разберемся, что же предлагает гражданам Украины ее главный здравоохранитель? Я буду цитировать выдержки из опубликованного документа со своими комментариями, чтобы было понятней.
«Я стою на позициях децентрализации и разгосударствления существующей системы здравоохранения. Именно поэтому на должности Министра я сознательно выступаю за передачу несвойственных полномочий от Минздрава корпоративным самоуправляемым профессиональным организациям врачей».
«Надеемся, что к осени парламент примет закон «О врачебном самоуправлении», – сказал Министр здравоохранения Олег Мусий во время пресс-конференции в Кабинете Министров Украины 26 мая 2014 года.
С одной стороны, это и хорошо. Слишком много функций выполняет министерство и облздравы, регламентируя каждый чих главврачей и медиков.
«Этот механизм давно изобретен и функционирует в Европе. Нужно на уровне закона передать полномочия со стороны государства к профессиональной корпоративной самоуправляющейся организации врачей, которая обязательно должна быть образована как организация публичного права, а не как общественная организация. Она присоединится к регулированию вопросов, связанных с профессиональной деятельностью – начиная от лицензирования (предоставления разрешения осуществлять врачебную деятельность), заканчивая контролем за соблюдением этического кодекса».
И в этом есть позитивный момент. У нас и сейчас существуют различные ассоциации врачей: кардиологов, хирургов, терапевтов и прочих специалистов, однако они функционируют как гражданские организации и не имеют никаких юридических прав. Проводят свои конференции, организуют симпозиумы и съезды, издают медицинскую прессу по своему профилю. Максимум, что они могут сделать, это заключить договор с адвокатом, чтобы он защищал права членов ассоциации в конфликтных ситуациях.
В принципе, лицензирование деятельности врача и получение им врачебной категории и сегодня осуществляется специалистами соответствующего профиля. Каждые пять лет врач обязан проходить курсы повышения квалификации, после чего пишет самоотчет о своей работе за последние три года, указывает, какими методиками и навыками он владеет, имеет ли печатные работы и т.п. Самоотчет подписывает главврач, потом его проверяет ведущий специалист по данной отрасли в облздраве, и после этого врач на комиссии облздрава подтверждает или повышает свою категорию. Как правило, вопросы к нему имеются только у специалистов его или смежного профиля. Выглядело бы смешно, если бы кардиологу задавал какие-то вопросы ЛОР. Так что особых изменений в системе лицензирования врачей не предвидится. Просто она теперь будет проходить в узком кругу его коллег по специальности.
А вот дальше начинаются фантазии министра.
«Работа врача является искусством, это настолько значимая профессия, ограничивать ее рамками нормативов является неэффективным в смысле оказания медицинской помощи. Мир к этому созрел давно и Украина также должна идти таким путем».
Нет, я не против утверждения о том, что работа настоящего врача – это, действительно, искусство. Здесь имеет значение и уровень его знаний, квалификация, интуиция, способность принимать быстрые и правильные решения в критических ситуациях, иногда просто способность идти на риск. К сожалению, таких врачей с каждым годом становится все меньше. Специалисты, получившие качественное советское образование, уходят, а на смену им приходят студенты, учившиеся по Болонской системе, умеющие хорошо решать тесты, но совершенно не умеющие работать с больными. А порядка 30 процентов контрактников вообще уходят из практической медицины, занимаются фармацевтическим бизнесом или идут в начальники.
Вся деятельность врачей сегодня регламентирована протоколами оказания медицинской помощи при различных заболеваниях. Там расписаны все необходимые обследования и анализы (иногда абсолютно бесполезные с практической точки зрения), тактика врача, лекарственные препараты и оперативные методики, которые должны применяться в тех или иных случаях. Отступать от этих протоколов крайне не рекомендуется. Если ты все сделал так, как написано, но больной умер, – с врача взятки гладки. Если ты принял какое-то самостоятельное решение, не описанное в протоколе, и больной выздоровел, на это все посмотрят сквозь пальцы. Если же ситуация закончится летальным исходом, то врача затаскают по всяким «разборам полетов», объявят выговор, могут даже лишить категории.
А вот с 2015 года все значительно усложнится. Именно с этого момента мы должны перейти ко всеобщей страховой модели медицины. Теперь каждая страховая компания, заключившая договор с лечебным учреждением, будет строго контролировать правильность назначения врачом лекарственных препаратов. У каждой такой компании есть собственный список медикаментов, которые положено назначать при тех или иных заболеваниях, свои сроки лечения этих болезней. Тут уже «шаг вправо, шаг влево – побег». Врач должен будет четко следовать инструкциям, и только препараты из данного списка будут оплачиваться страховкой. Не всегда они самые эффективные, зато всегда самые дешевые. Все, что выходит за пределы этого списка, но доктор считает необходимым назначить больному, будет оплачено из кармана пациента. Вот такая намечается самостоятельность врачей.
Еще один хитрый момент.
«Врачи перейдут на контрактные отношения с учреждениями здравоохранения, в отличие от сегодняшних штатных расписаний. Пресловутый 33-й приказ, где штатные нормативы зависят от количества коек, населения и т.д., все эти расчеты, пойдут в небытие, и врач, как лицензированный представитель свободной профессии, будет осуществлять свою деятельность на контрактной основе. Это позволит руководителю больницы приглашать лучших врачей, а высококвалифицированным врачам – получать большую зарплату».
Как человек, проработавшие врачом почти четверть века, я прекрасно представляю себе, какие подводные камни заложены в контрактной форме найма специалиста и уничтожении штатного расписания. Здоровье человека – слишком хрупкая область, чтобы поступать в ней так, как делается это в других отраслях. Не факт, что контракт получит самый квалифицированный специалист в своей сфере. Он, как правило, полностью посвящает себя работе, ведет себя независимо и не заискивает перед главврачом. Скорее всего, работу получит человек, удобный руководителю лечебного учреждения во всех отношениях, бесконфликтный и исполнительный. То, что это может отразиться на качестве работы больницы, в нынешних условиях будет игнорироваться. К тому же, при сокращении штатов резко возрастет нагрузка на каждого специалиста, особенно квалифицированного. Зарплата у него если и повысится, жить будет просто некогда.
И, наконец, самый неприятный сюрприз Олег Мусий приберег напоследок:
«Государство обязано разработать такие механизмы для того, чтобы семейный врач был частнопрактикующим врачом, субъектом предпринимательской деятельности (СПД). Европейский опыт показывает позитивность этого механизма. Таким образом, происходит разгосударствление первичной медицинской помощи».
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Я понимаю, что мы с 1991 года строим капитализм и отказались от социалистической модели медицины. У нас есть частные клиники и частные врачи. Особенно много стоматологов, есть высококвалифицированные узкие специалисты: кардиологи, неврологи, окулисты, гинекологи. Это хорошо, когда у человека есть деньги и он может сделать выбор – пойти ему в государственное учреждение или к частнику. Но перевести всю систему семейной медицины – раньше такой врач назывался участковым терапевтом – на частную основу? Это уму непостижимо. Ладно, если человек один раз в год заболел ОРЗ, он может позволить себе обратиться к частному семейному врачу. А как быть хроническим больным и пенсионерам, которые вынуждены посещать врача 2-3 раза в месяц? Кто за них будет ему платить? Денег в бюджете нет, и не предвидится. Все медицинские программы сокращены или заморожены.
И равняться нам на Европу – просто смешно. В развитых европейских странах выделятся на медицину от 7 до 12% ВВП, у нас – еле набралось 3%. С таким «еврореформаторством» скоро по уровню медицинской помощи мы окажемся наравне с самыми бедными африканскими странами.
Надеяться на кредит МВФ просто глупо. Главное его требование – сокращение всех социальных расходов государства. Десоциализация.
Так что, уважаемые сограждане, готовьтесь к худшему. Слаще жить при новом президенте вам не станет. Смена одного олигарха на другого не приводит к улучшению уровня жизни «маленького украинца». Это как законы арифметики.
Автор: Виталий Скороходов
Комментарии 0